Волхов кинематографический

Все вы, конечно, знаете, что наш город, да и район (Старая Ладога, Новая Ладога, Зеленецкий монастырь, Сясьстрой) уже не раз привлекали внимание кинематографистов и горожане с любопытством наблюдали, а иногда и участвовали в съёмках фильмов и сериалов, снимавшихся у нас. Так получилось, что мне пришлось уже на четыре фильма (три из них — телевизионные сериалы) набирать «массовку», как говорят в киногруппе, для съёмок в кино. Я не раз слышала, как про наш город говорили, что это уходящая натура и в этом его особенная ценность для кино. Наш Дворец культуры с его архитектурой и с памятником вождю революции на площади, Кировский проспект с его сталинскими домами, парк «Ильинка», и легендарная ГЭС, на территории которой снимался не один фильм, — всё это находки для кинематографистов.

Особенно яркие воспоминания у меня остались от съёмок фильма Алексея Учителя «Космос как предчувствие» (2005 год). Отец кинорежиссёра, Ефим Юльевич Учитель был известным кинодокументалистом и, наверное, именно поэтому А. Учитель так тщательно всегда подбирает натуру, ему важно, чтобы всё было по-настоящему (почти документально), чтобы сохранялся дух времени. Так было и на этот раз. Для нашего Дворца культуры, где расположилась съемочная группа со своим реквизитом, гримёрной, костюмерами, это было событием и одновременно приключением. В буфете ДК с его барельефной лепниной на стенах, колоннами и сценой А.Учитель снимал ресторан 50-х годов, где по сценарию работали главные герои. Для ресторана были сшиты новые портьеры, скатерти накрыли ресторанным реквизитом, на эстраде появился живой оркестр, и действо началось… Костюмеры одели нас, публику, задействованную в массовке, в настоящие костюмы и платья того времени, выдали нам головные уборы, обувь и сумочки середины 20 века, всё настоящее, сплошные раритеты. Парикмахеры (тогда редко говорили «стилисты») сделали нам всем причёски того времени, некоторых дам украсили бусами и клипсами, и мы отправились изображать ресторанную публику. Мы «ужинали», танцевали парами под живой оркестр, а в центре зала по установленным рельсам ездила кинокамера с оператором — ну чем не приключение! Но самое главное, в это же время снимали и главных героев, а это, между прочим, самые яркие звёзды нашего кино: Евгений Миронов, Евгений Цыганов, Елена Лядова и Ирина Пегова. Но тогда для нас звездой был только Евгений Миронов, а остальных талантливых актёров А. Учитель только открывал широкой публике, и в этом тоже его заслуга.

В другой раз, когда выдался солнечный денёк, нас переодели в легкие летние платья, под туфельки заставили надеть светлые носочки (мода того времени), причесали и мы изображали прогуливающуюся у ДК публику. Когда я пробегала по вестибюлю в таком виде, наша вахтёр Галина Сергеевна сказала мне: «Валечка, вы мне так напомнили мою маму в молодости, именно так она и выглядела!». А на дворе уже была осень, и дублей было несколько, но никто не роптал, для нас это была своего рода игра, всем было весело и любопытно. С особым удовольствием снимались школьники, ведь всем нам полагались после съёмок небольшие «зарплаты».

В этих же нарядах нас снимали в парке «Ильинка», где в тот день были запущены все качели.  Работало и колесо обозрения, на которое нас усадили и прокатили несколько кругов, а наверху наши крепдешиновые платья раздувались от ветра, мы ёжились от холода и завидовали мужчинам, которые сидели в пиджаках и с удовольствием любовались видом сверху. Пионеры проводили какие-то беговые эстафеты, гуляли дети с воздушными шарами, тётеньки в накрахмаленных шапочках продавали мороженое из тележек с ручками и на колёсиках, у тира толпилась публика, а главные герои во всю мощь раскачивались на качелях-лодках, хохотали и что-то кричали друг другу. И вот тогда в парке, у меня появилось стойкое ощущение, что я попала во времена молодости моих родителей, именно в таких нарядах я видела их на старых фотографиях, вот она, волшебная сила кино! Здесь для меня особенно ярко проявилась любовь режиссёра к деталям, к почти документальному воспроизведению действительности.

Когда фильм вышел на экраны, то мы увидели, что действие происходит в довольно унылом провинциальном городишке, всё кругом в серых тонах (за исключением отдельных сцен), показан очень скудный быт. Но это тоже правда жизни того времени, и в каком-то смысле тоже уходящая натура, которую ещё можно было найти в нашем городе и его окрестностях. Алексей Учитель снимал сясьстройские бараки, бетонную лестницу на территории ГЭС, по которой идут после смены усталые работяги. Наш ДК снимался ещё до реставрации. Такое же впечатление остаётся от города Новая Ладога после просмотра сериала «Крик совы» — мрачный серый городишко. Может кто-то и не согласится с таким виденьем картины, но в этом и заключается волшебная сила кино – всё увидеть так, как надо режиссёру. Да и будем откровенны, в двух этих городах ещё достаточно объектов и территорий, которые желательно отреставрировать и облагородить.

И, конечно же, все мы, кто снимался в массовых сценах этого фильма, смотрели потом его совсем другими глазами. Хотелось увидеть знакомые лица, узнать городские места, вспоминались какие-то забавные моменты тех дней. Именно в этом фильме запечатлена любимая многими горожанами художница и певица Екатерина Салтыкова, её мы можем видеть в сценах в ресторане.

В «массовке» фильма «Космос как предчувствие» снимался ещё один работник КИЦ им. А.С. Пушкина Сергей Рассказов. И надо сказать, что это не последнее участие его в кино. Вместе с Николаем Степановичем Блёскиным они снимались ещё в двух телевизионных сериалах в 2014 году. Но это уже совсем другая история, которой они, я надеюсь, поделятся с нами.

 

Валентина Гуйда