«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство».
К. С. Станиславский
«Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других».
Виктор Васнецов
Крупный промышленник, основатель и строитель крупнейших железнодорожных магистралей, коллекционер, меценат, создатель первой в России «русской» оперы, скульптор, драматург, переводчик. И всё вышеперечисленное — об одном человеке, о Савве Ивановиче Мамонтове. 15 октября исполнилось 180 лет со дня рождения этого выдающегося деятеля культуры . К знаменательной дате библиотека семейного чтения в Доме культуры «Железнодорожник» подготовила и провела цикл мероприятий об этом уникальном человеке.
Жизнь Саввы Мамонтова невозможно представить вне его усадьбы Абрамцево, поэтому библиотекари пригласили читателей совершить виртуальную экскурсию «Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах».
В середине 19 века усадьбой владел писатель Аксаков. Сергей Тимофеевич принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. На протяжении пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России. Дом в Абрамцеве посещали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, Н.М. Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет. Многие из них подолгу жили в усадьбе. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Аленький цветочек».
Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов.
И наступает «художественный» период в жизни усадьбы, в отличие от «литературного», аксаковского. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники — В.Д. Поленов, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, М.А. Врубель. Здесь, в Абрамцево, собирался так называемый «Мамонтовский кружок».
В Абрамцеве были написаны подлинные шедевры русской живописи. Об истории создания некоторых из них рассказала ведущая мероприятия. Например, в Абрамцево зародился первый большой цикл сказочных работ Виктора Васнецова («Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолёт»). Его «Алёнушка» сидит на берегу усадебного пруда. Кстати, на берегу того же водоёма много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».
«Видение отроку Варфоломею» на картине Нестерова происходит на берегу реки Вори, которая течёт недалеко от Абрамцево.
Интересные факты, события, музыкальное сопровождение, литературные строки, показ слайдов с прекрасными пейзажами в исполнении лучших мастеров, запечатлевших живописные окрестности Абрамцева — всё это было предложено на суд публики. Впрочем, рассказать обо всём, что очень хотелось донести до слушателей, в рамках одной встречи не получилось. Поэтому предложение встретиться ещё раз, дабы продолжить виртуальную абрамцевскую экскурсию, было сразу же принято.
Во второй части встречи ведущая рассказала о том, что в конце 1880-х Абрамцево притягивает к себе новые имена, там появляются художники молодого поколения: Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель.
Здесь, в абрамцевском доме Валентином Серовым было создано одно из замечательных произведений русской живописи «Девочка с персиками». Для портрета художнику позировала дочь Мамонтова — Вера. Ведущая рассказала о том, как сложилась судьба Верочки Мамонтовой, её мужа и детей.
Здесь же, в Абрамцево, постоянно бывал друг Валентина Серова художник Константин Коровин. Друзья Серов и Коровин, молчаливый и болтливый, закрытый и взрывной, аккуратный и растрёпанный, всё время в гостях у Мамонтовых вместе хохочут и что-то затевают. Они так дружны, что Савва Мамонтов зовёт неразлучную парочку «Коров» и «Серовин».
Позже всех знаменитых художников, в 1890-м году, в Абрамцеве появляется Врубель. Савва Мамонтов, наслышанный от Васнецова и Прахова о росписях Врубеля в киевской Кирилловской церкви, приглашает молодого и столь разительно ни на кого не похожего художника в гости.
Врубель будет неоднократно бывать в Абрамцеве, его жена, оперная прима Надежда Забела — играть и петь в мамонтовских спектаклях, даже своего новорожденного сына Врубели назовут Саввой — в честь Мамонтова.
В Абрамцево Михаил Врубель помимо живописи находит себе новое увлечение — майолику, разновидность керамики из обожжённой глины. И до сих пор Абрамцево украшают блюда и вазы, статуэтки и скульптуры, изразцовые печи. Плитками с изысканными цветочными орнаментами, воплощающими самый дух модерна, отделаны печи в комнатах многих абрамцевских помещений и так называемая «Скамейка Врубеля».
В завершении встречи публика познакомилась с книжно-иллюстративной выставкой, посвященной знаменитому меценату и его эпохе.
Ольга Снинирева