«Новый мир» в августе

Анонс августовского (№ 8, 2021) номера журнала «Новый мир»

Борис Екимов. «Жить хочу…» Рассказы

Два рассказа, повествователь которых в первом рассказе размышляет о том, на что мы сегодня тратим жизнь, ну а во втором – о выборе, перед которым нас поставила пандемия: послушно сокращать наши контакты с живой жизнью, текущей вокруг и в тебе, или искать для жизни другое пространство, способное сделать ее полноценной.

Олег Ермаков. По дороге в Вержавск. Главы романа. Окончание

30-е годы в деревне на Смоленщине: кто и как выстраивал жизнь крестьян в России.

Елена Долгопят. Рука. Триптих

Три рассказа о руке – руке сломанной, и, соответственно, о больнице — но тематика рассказов отнюдь не хирургическая – бытийная.

Илья Пилецкий. Покинутые часы. Рассказ

«Ты думал о природе времени, прислонившись к стеклу: вот, скажем, это не пылинки кружатся в солнечных лучах, это всюду время расставило свои точки, соединить их между собой, и получатся графики, функции, а что с чем соединять? Математике такая задача не под силу, да может это и не отрезки вовсе, а это лежат на плоскости лучи времени» – из внутреннего монолога повествователя; и да, действительно, математике это не по силам, потому как  это – для художественной прозы, с помощью которой дебютирующий в «Новом мире» Илья Пилецкий выстраивает свой сложный, на жанр философского эссе сориентированный образный рассказ, герой которого находится в процессе непрекращающегося бегства и возвращения.

Лев Усыскин. Марки. Рассказ

О детском увлечении филателией и отнюдь не детском содержании пережитых повествователем сюжетов, связанных с марками.

Светлана Богданова. Ошеломленная. Рассказ

Один день из жизни девушки, который по наполненности для нее событиями и по их значимости равняется прожитым годам, – день, проживание которого от начала до конца оказывается для героини переходом для нее из прежней жизни в новую.

Анна Голубкова. Несколько коротких историй

Собрание короткой прозы, в которой автор ловит отдельные, всегда бывшие периферийными для общепринятого представления о литературе моменты и состояния, из которых постепенно выстраивает свой образ окружающего ее мира и которые тем самым Голубкова вводит в собственно литературу.

СТИХИ

Подборки стихотворений Юрия Ряшенцева «Вопрос на вопросе», Алексея Дьячкова «Последний кодак», Кати Капович «Голос над жизнью», Марины Бородицкой «Самозанятый», Лизы Смирновой «Никакой навигации», Глеба Шульпякова «Облако в облаке»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Педро Кальдерон де ла Барка (16001681). «Жизнь есть сон». Перевод с испанского и вступление Натальи Ванханен

Новый перевод пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон» – журнал публикует одну из ее центральных сцен с монологом (самым знаменитым монологом в испанской драматургии) ее главного героя. От переводчика: «Моей задачей было не только сделать интригу абсолютно прозрачной, но и показать величие Кальдерона-поэта, которому нет равных в образности, красноречии, владении стихотворной формой…»

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Андрей Левкин. Тема сепулек раскрыта не будет

Эссе о Станиславе Леме. О том, что он такое всю жизнь (31 том!) писал. Почему его тексты, написанные в самых разных жанрах – от художественной прозы и научной фантастики до публицистики, философии, да просто интервью и составленных им для племянника диктантов образуют единый литой текст? Чем писал Лем? – каким навыком, движимый достижением какой цели? И вообще, была ли она у Лема, цель, или это была вот такая, абсолютно самодостаточная жизнь некоего особого сгустка литературной энергии, персонифицированного в Леме? Вот вопросы, над которыми размышляет Левкин.

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Александр Чанцев. Приключения вертикали в «Братьях Карамазовых»

«Высказывая гипотезу о наличии некоторого вертикального вектора в ″Братьях Карамазовых″, я не имею в виду ни поучения старца Зосимы, ни суждения о вере Алеши, ни даже общую идею романа, которая скорее имеет дело с преступлением, грехом, страстями, но не разрешением их …» «Вертикаль в романе выстраивается довольно имплицитно, посредством не сольной партии, но той самой выведенной Бахтиным на примере романов Достоевского полифонии голосов…»

Григорий Беневич. Пасха Ольги Берггольц. О христианских подтекстах поэмы «Твой путь»

О поэме Бертгольц «Твой путь» и ведущих мотивах этой поэмы – мотиве «тишины», «вершины» «перевалов», «ленинградской Иордани».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Лекманов «Раздается мерный шаг». Об одном лейтмотиве поэмы Александра Блока «Двенадцать»

О мотиве движения человека в пространстве и во времени как одном из главных в творчестве Блока, в частности речь идет о том, как изображается в поэме движение всех упоминаемых в поэме «Двенадцать» персонажей и какое содержание вкладывал поэт в стройный шаг двенадцати красноармейцев с Христом впереди; автор статьи сопоставляет эти поэтические образы с тремя прозаическими записями, в которых опять же речь – о «черном вечере» европейской цивилизации и о «гуле всемирного стихийного землетрясения», который преобразовывался для Блока в «новую музыку революции». Олег Лекманов о Блоке (к 100-летию смерти)

Сериалы с Ириной Светловой

Сестры

«Главную героиню мини-сериала «Черный нарцисс» («Black Narcissus», Великобритания, США, 2020) сестру Клодаг (Джемма Артертон) далеко от дома завела душевная смута. Действие фильма, как и романа английской писательницы Румер Годден, по которому он поставлен, происходит в 1934 году на севере британской Индии. На сестру Клодаг возлагается ответственная миссия основания христианской обители в заброшенном дворце Мопу высоко в Гималаях». «Сестры не страшатся ни изнуряющей физической работы, ни сурового климата, но испытания, которым их подвергнет окутанный легендами и населенный призраками прошлого замок Мопу, надолго смутят их душевное спокойствие».

Мария Галина: Hyperfiction 

Роботов нет

Обзор наиболее значительных теле- и кино-проектов, представляющих жанр научно-фантастического рассказа на экране, в частности: «Этот фантастический мир» (1979–1990, СССР и «Сумеречная зона» 1959–1964, 1985–1989, 2002–2003, 2019, США) и подробный разбор фантастического сериала, запущенного в 2019 году и ставшего событием для фанов, – мультсериала «Любовь, смерть и роботы». Значительная часть короткометражек, составивших сериал, представляет собой не просто воспроизведение рассказа в лицах и действии, но отчасти и самостоятельное произведение искусства, рожденное особыми художественными средствами современной анимации, и потому способное решать еще и собственные задачи.

Источник: http://www.nm1925.ru/