Февральский «Новый мир»

Анонс февральского (№ 2, 2021) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Роман Сенчин. Золотые долины. Повесть

Повесть о том, как живут в России. Ситуация: студент-второкурсник на каникулах у родителей, в родном поселке, некогда процветавшем, но после закрытия градообразующего предприятия превратившемся в депрессивную промзону; студенту нужно за лето заработать с родителями деньги (по меркам их семьи очень даже приличные) для продолжения учебы, плюс разобраться в своих отношениях с девушкой, которую считает своей. То есть автор изображает обычную жизнь обычного сибирского городка, необычным в этом повествовании является только степень напряжения, с которой уже давно не живут, а выживают жители таких городков. Жесткость этой прозы идет не от автора, а от жизни, которую автор изображает.

Борис Екимов. Звенят и звенят… Житейские истории

Житейское – первый рассказ содержит воспоминания о детстве, которыми ни один дедушка не осмелится поделиться с внуками, жизнью и здоровьем которых дорожит, а ведь если вспомнить, что вытворяли мы в детстве, когда родители на работе, а у нас – свобода на целый день, то непонятно, как вообще живыми остались. Далее рассказ о муравьях и порядке их жизни, и, двигаясь за начатой мыслью, – о том, что такое вообще порядок жизни, и так далее. Тут же рассказ про карантин, заставивший вдруг провести переоценку житейских и жизненных ценностей. Новая подборка рассказов Бориса Екимова, демонстрирующих, как возраст прочищает зрение.

Павел Корнилов. Остроглазый Капитонофф. Рассказ

«И все же, – задается вопросом повествователь в этом рассказе, – тварь я дрожащая или право имею? И кто или что дает человеку это «право быть тем, кто…»? Рассказ о том, как судьба предложила герою другую, как кажется ему, жизнь, но пойти навстречу судьбе оказалось не под силу – «Я не был остроглазым, я оказался обыкновенным. А быть обыкновенным, это худшее из зол, которое может случиться со здоровым физически и душевно человеком. Это чувствуют даже дети. Девочка-подросток вдевает в ноздрю всякую стеклянно-металлическую дрянь, чтоб хотя бы так отличаться; не привлекать к себе внимание, а отличаться от других. Я не такая, как вы, кричит она, я другая!»

Михаил Гаёхо. Кумбу, Мури и другие. Микророман

Роман-антиутопия в 63 главках про наступившую карантинную жизнь человечества, про законы этой жизни, про их соблюдение и способы игнорирования, про любовь и скопчество, про государственное управление и так далее – иными словами, про альтернативную реальность, возможно, ожидающую и нас. Судя по тональности повествования, которая может показаться даже отчасти легкомысленной, автор ничему в описываемом им мире не удивляется и не устрашается, и читателю своему предлагает такой же подход к своему вероятному будущему.

Михаил Тяжев. Отпуск в один день. Рассказ

Любовь, власть, деньги – в жизни героев нового рассказа Тяжева, мастера короткого рассказа с сюжетным содержанием романного почти объема.

Е.К. Повторяю себе: Рига, Рига. Рассказ

Медитативная проза про Ригу, «кирхи которой привязаны к низкому небу за шпили, как елочные игрушки», про город, «который перегорит, как лампочка, мигнет несколько раз и исчезнет с карты, если не будет человека, сочиняющего ему историю». Но как раз на это – сочинение историй – Рига и провоцирует, уж очень своеобразно ее устройство: «Если знать номер правильного трамвая (двенадцатый маршрут) и вовремя задраить окна (под откидывающимися сиденьями есть резиновые прокладки), можно выехать к Рижскому заливу. Рельсы уходят в воду, и какое-то время состав идет под водой, а потом делает крюк и выныривает у Булльупе».

СТИХИ

Подборки стихотворений Олеси Николаевой «Плач о потерянной вещи», Евгения Рейна «Странное счастье», Евгения Солоновича «Успокоительное средство»,  Евгения Чигрина «Привратник солнца», Марии Галкиной «У ледяного дома», Ильи Оганджанова «Тень на снегу»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Византийские эпиграммы VIII-XI веков. Перевод с древнегреческого, предисловие и примечания Сухбата Афлатуни.

Переводы эпиграмм Феодора Студита, Константина Родосского, Иоанна Геометра и Иоанна Мавропода –

Есть три несчастья: море, огонь и жена.

Женщину первым из них я полагаю:

опасней всего, что в миру лучшим слывет.

Иоанн Геометр

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

В. Виноградский. Деревня: дистанции «удостоверяющего усмотрения»

Об образе и о понятии «деревня» в русской культуре и русской истории, и об их эволюции –  с привлечением терминологии и, соответственно, инструментария феноменологии.

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Екатерина Дмитриева. Те, что стоят в Литургии рядом. Книга Ал. Алтаева «Гдовщина»

Эссе о полузабытой сегодня писательнице Маргарите Владимировне Ямщиковой (1872 – 1959), публиковавшейся под псевдонимом Ал. Алтаев, о последней ее книге «Гдовщина. Забытый угол. 60 лет жизни на милой земле», посвященной истории усадьбы Лог в Гдовском районе Псковской области, в одном из флигелей которой жила Ямщикова, и об истории самой этой книги, дождавшейся своей публикации только в 2020 году.

КОНТЕКСТ

Михаил Хлебников. ЛитРПГ: шквальный огонь по линии горизонта.

О феномене нового литературного жанра ЛитРПГ, ставшем своеобразным литературным продолжением ролевых компьютерных игр, и о том, как эта субкультура представлена в нашей текущей литературе.

МИР ИСКУССТВА

Сергей Страшнов. Траектория и облик массовой советской песни. 

Массовая советская песня как некий особый феномен поэтического и музыкального творчества в СССР, оформившийся к середине 30-х годов прошлого века; об эстетических, социальных, идеологических составных этого феномена  и о трансформации этого песенного жанра.

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Виктор Есипов. Соблазн. О стихотворении Пушкина «Напрасно я бегу к Сионским высотам…» 

Прочтение в контексте «Каменно-островского цикла» этого необычно короткого для Пушкина стихотворения как стихотворения абсолютно законченного.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Лекманов. О двухадресной установке поэзии Анны Ахматовой. На примере четырех фрагментов цикла «Реквием».

«Исследователи уже отмечали, что акмеизм, в отличие от символизма, сделал ставку не на тайну, а на загадку. Эти загадки могут быть сколь угодно трудными, но они всегда содержат в себе потенциальные разгадки, тогда как символистские тайны a priori раскрыты быть не могут из-за принципиальной несводимости символа к конечному набору значений. Одним из способов загадывания загадок для Мандельштама и Ахматовой стала сознательная двухадресная установка поэтических текстов. Многие мандельштамовские и ахматовские стихотворения писались с расчетом на два круга читателей. Первый, широкий круг, составляли адресаты, которые ничего не знали про обстоятельства личной жизни авторов. Второй, интимный круг, состоял из читателей, которые в эти обстоятельства были посвящены».

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Андрей Пермяков «Краш-тест реальности» – о книгах: Лев Гурский. Министерство справедливости. Роман. М., «Время», 2020; Александр Зайцев. Убежище Бельвью. Повести и рассказы. М., «Водолей», 2020.

Владимир Коркунов  «На двух остриях языка» – о книге: Александр Скидан. Контаминация. СПб., «Порядок слов», 2020.

Александр Марков «Опять с педалями нет сладу» – о книге: Андрей Смирнов. В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века.  М., «Музей современного искусства “Гараж”», 2020.

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

Ирина Светлова «Итог всех мыслей…»

Микрообзор телесериалов, посвященных теме загробной жизни «в рамках псевдонаучного решения проблемы», под словом «проблемы» имеется в виду смерть, – тема, обращаясь к которой, кинематографисты ищут способы хоть на какое-то время примирить зрителя с наличием «этой проблемы» – размышление свое о смерти в кино автор строит на анализе телесериалов «Черное зеракло», «Загрузка», «Разрабы».

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

Мария Галина. Гибель титанов.

Эссе о философе, писателе, историке-античнике Я. Э. Голосовкере – о его судьбе, необыкновенно ярко демонстрирующей основные сюжетные ходы русского ХХ века, судьбе, кстати, опровергающей пущенную его сверстником и отчасти коллегой – неожиданно близким, по занятиям литературой, – фразы про рукописи, которые не горят: рукописи Голосовкера сгорали дважды. Реализоваться Голосовкер смог как античник, автор книги про античных богов для детей «Сказания о титанах» и в своих философских статьях. Однако его «Сказания о титанах» при внимательном чтении, особенно в контексте других его работ, книга отнюдь не детская. Вот такое «внимательное чтение» античных работ Голосвкера и предлагает в своем эссе Галина.