Яга: дарительница, воительница и похитительница

Летняя пора… И в библиотеки идут дети и их родители со списками литературы, которую нужно успеть прочесть за каникулы. В этих списках часто встречаются русские народные сказки, одной из главных героинь которых является Баба-яга. Историю возникновения этого персонажа знают далеко не все дети, да и взрослые тоже, поэтому на очередной встрече с ребятами на абонементе КИЦ им. А.С. Пушкина во Дворце Культуры мы решили восполнить этот пробел и познакомить их  со славянским образом Бабы-яги, утраченным образом Ягини — божеством славянского пантеона.
Изначально в славянской мифологии Баба-яга — прародительница, древнее положительное божество, хранительница (если надо, то и воительница) рода и традиций, детей и домашнего пространства. Это утраченный образ Бабы-Йоги или Ягини — доброй, умудрённой великими знаниями (Ведами) женщины. Есть мифы о её замужестве, она была супругой Велеса, бога магии, мудрости и Трёх миров. С принятием христианства древние божества и их жрецы стали считаться ведьмами и прочей нечистью. И уже русская Баба-Яга, как это описано в поздних сказках, представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей.
Современные дети увлекаются мистическими книгами и фильмами, поэтому они с интересом слушали, что Ягиня была хозяйкой зверей, леса и мира мёртвых. Она была стражем между мирами мёртвых и живых, а её избушка — врата в царство мёртвых. Не всем Ягиня позволяла туда заглянуть. Через какие обряды надо было пройти герою, чтобы попасть туда? Почему избушка Яги на курьих ножках, откуда это пошло? А положить мальчика на лопату и в печь засунуть, что это такое? Ведь интересно получить ответы на все эти вопросы. Оказывается, на Руси существовал обряд «допечения» недоношенных или больных младенцев. Малыша заворачивали в тесто и на лопате помещали в теплую печь (разумеется, не в огонь!), где ребенок прогревался. Печь позволяла не только готовить пищу, но и выжигать из людей хвори. Проводила такой обряд обычно местная ведунья. У страха глаза велики, вот и приписали Бабе-яге в поздних сказках, будто она запекает себе детей на съеденье.
Мы с ребятами пришли к выводу, что Баба-яга — вовсе не злая, а мудрая, имеющая связь с другим миром, ведь именно к ее помощи прибегают герои сказок, как к последней надежде! Каждый из ребят получил «Охранную грамоту Бабы-яги», не зря же она хранительница дома и хозяйка леса в славянских мифах!

Валентина Гуйда