Памятник православной культуры

Краеведческий фонд библиотеки КИЦ им. А.С. Пушкина пополнился еще одним изданием. Это книга:
Синодики Никольского Староладожского монастыря конца XVI – XIX веков/подгот. текстов и исслед. Н.В. Башнина; Сантк-Петербургский институт истории РАН, Никольский мужской монастырь с.Старая Ладога. – М.; СПб: Альянс-Архео, 2012. – 288с., ил.
Сино́дик (от др.-греч. συνοδικός — «соединяемый»), или помянник, или поминальник — книга или список с перечислением имен умерших и живых для поминовения во время богослужения или в частной молитве. Синодики часто имели предисловия, в которых освещались важнейшие вопросы загробного бытия. Иногда такие предисловия переписывали как отдельные литературные произведения без поминальной части. Это редкое издание памятников православной культуры XVI-XIX вв. подготовлено кандидатом исторических наук, научным сотрудником Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН Н. В. Башниным.
Его работа — одна из первых в постсоветский период научных публикаций синодиков XVI–XIX вв., памятников монастырской поминальной практики, очень трудоемких при исследовании. Н. В. Башнин впервые выявил и атрибутировал 3 синодика Никольского Староладожского монастыря — 1580–1650-х гг., 1680–1850-х гг. и 2-й половины XIX в., а также опись монастырской ризницы 1792 г. Анализируя содержание синодиков, автору удалось существенно дополнить данные П. М. Строева о настоятелях монастыря от момента его основания до 1713 г., когда обитель была приписана к Александро-Невскому монастырю. Всего исследователю удалось выявить имена 50 настоятелей. Автор попытался установить людей, которые упомянуты в публикуемых синодиках. Для этого он привлек уже опубликованные источники и просопографические базы данных А. А. Селина («Новгородское общество начала XVII в.») и А. В. Захарова, а также научно-справочную литературу. Всего в опубликованных рукописях насчитывается около 10 тыс. имен и более1000 родов. Башнин приводит сравнительные таблицы о составе родов по синодикам 1580–1650-х гг. и 1680–1850-х гг.. Вкладчиками монастыря были крестьяне окрестных деревень, российские государственные деятели, представители купечества. Публикуемые синодики Никольского Староладожского монастыря раскрывают картину служения обители обществу на протяжении XVI — начала XX в. Из содержания памятников видим, что Никольский монастырь был духовным центром не только для жителей Ладоги(с 1704 г. Старая Ладога), но и Санкт-Петербурга, Кронштадта, Шлиссельбурга, Новгорода и других населенных пунктов. Особое значение в книге имеют комментарии к синодикам, где Башнин приводит обширные данные о тех или иных лицах, чьи роды были записаны в эти источники. Эта часть работы имеет самостоятельную ценность и является своеобразным справочником по лицам, чья жизнь так или иначе была связана с Ладогой в годы составления синодиков. При составлении комментариев использовалась не только научная, энциклопедическая и краеведческая литература, но и различные источники XVI — начала XX в. из фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Российского государственного исторического архива.