Продолжает нашу онлайн встречу в клубе книголюбов «Луч» выступление журналиста, главного редактора газеты «Голос Ладоги» Виктора Александровича Скорых. Он делится с нами впечатлениями о романе Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», положившем начало лейтенантской прозе.
Книги о войне сейчас не пользуются вниманием молодежи. И это плохо, так как теряется не только связь времен, но и объективное отношение к истории, к Великой Победе. Одна из книг, которая честно рассказывает о прошедшей войне — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Прочитать ее нужно именно молодому человеку, обдумывающему свое житье. И прежде всего потому, что надо противостоять безудержной пропаганде антисоветской истории и не забывать о подвиге своих героев и великой державе – СССР, которую ныне мажут грязью недобросовестные историки и политики.
«На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель …» — так писал о войне в своей знаменитой книге «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов.
Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» положила начало «лейтенантской прозе», течению, которое появится через 10 -15 лет.
Автор повести — фронтовой офицер, кавалер медали «За отвагу» и ордена «Красная звезда». Непосредственный участник обороны Сталинграда капитан Виктор Некрасов начал работу над повестью еще во время войны, в 1944 г., в госпитале, где находился в связи со вторым ранением.
В книге много личных воспоминаний, запоминающихся картин страшной войны.
«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног », — с эмоциональной правдой пишет писатель эти волнительные строки.
С самого начала некоторые видные писатели встретили роман в штыки. Однако после того как Сталин прочитал роман, в 1947 г. он удостаивается главной государственной награды – Сталинской премии 2-й степени за 1946 год.
«Мы хороним товарищей над самой Волгой. Простые гробы из сосновых необструганных досок. Свинцовые, тяжелые тучи бегут над головой. Темнеют три ямы. Три маленьких рыженьких холмика вырастают над Волгой. Три серые ушанки. Три колышка. Салют — сухая, мелкая дробь автомата. Ни одному из них не было больше двадцати четырех лет. Карнаухову двадцать пять. Даже похоронить его не удалось: его тело там — у немцев», — сухие строки точно передают переживания автора, который видел все это воочию.
Герой повести, полковой инженер Керженцев, попадает, как и сам автор, в Сталинград во время летнего отступления, под бомбами первого налета на город, в отчаянных осенних контратаках. В этом осажденном городе разворачивается фронтовая жизнь, которая для боевого офицера Некрасова, как и для его героя Керженцева — тяжкая повседневность, в которую он неумолимо включен.
Некрасов поднимает тему и роль интеллигентной личности во время войны. Установке некоторых профессиональных военных, по которой интеллигенту в лучшем случае отводилась роль рефлектирующего индивидуалиста, Некрасов противопоставляет такое качество интеллигентности как сочетание ума, благородства, бесстрашия, открытости, способности сострадать.
«Самое страшное на войне — это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное — это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбежкой, чем идти в атаку», — откровенно раскрывает жестокую правду войны писатель.
Виктор Некрасов первым в советской литературе поднял тему нравственной ответственности командира, посылающего бойцов на смерть, сказал о цене Великой Победы. Он высоко поднял планку художественной правды советской прозы, поставив ее на один уровень с реализмом классиков русской литературы ХIХ века.
Виктор Александрович Скорых, редактор газеты «Голос Ладоги», давний друг клуба книголюбов «Луч»