Старый новый мост

Сегодня в Волхове состоялось торжественное открытие пешеходного моста. Мы решили вспомнить его историю.
До войны и во время войны автомобильных мостов через Волхов не было, сообщение было лишь паромами и по железной дороге. Когда началась война, особенно тревожило наличие одного железнодорожного моста через реку Волхов. Работала только паромная переправа ниже железнодорожного моста. Для перевозки граждан через реку был приспособлен речной трамвай (катер), который на время навигации прибывал из Ленинграда.
30 июля 1941 г. поставлен вопрос строительства моста-дублера через реку Волхов и приспособления железнодорожного моста для проезда автотранспорта и артиллерии. Железнодорожникам под руководством тов. Зубкова было поручено проложить новую ветку к тому месту, где впоследствии (в марте 1942г.) был построен деревянный мост-дублёр через Волхов. Работа была очень тяжёлая. Каменистый грунт приходилось долбить вручную кирками и лопатами. Но когда спустя некоторое время начались систематические бомбёжки Волхова и железнодорожный мост был разбит, и железнодорожники вели поезда по шаткому деревянному мосту, они с благодарностью вспоминали тяжёлые дни «неблагодарного» труда. Работа была выполнена в течение недели. 1 июня 1943г. в результате прямого попадания вражеской авиабомбы в реку рухнул 98-метровый пролет железнодорожного моста. Кроме того, сильные повреждения получили два пролета моста-дублера, построенного в марте 1942 года. Деревянный мост-дублер использовался в качестве автомобильного моста приблизительно до 1964г. Когда открылось автобусное сообщение между первым и вторым Волховом, люди доезжали на автобусе до моста, выходили и шли пешком на другой берег по его шатающимся настилам. Автобус переезжал на другой берег без пассажиров. Перейдя мост, все снова садились в автобус и ехали дальше. 7 ноября 1963г., в день празднования очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, был открыт новый автомобильный мост через реку Волхов, названный «Мостом строителей», по нему прошла колонна демонстрантов. Но, видимо, как это часто бывало, строителей торопили открыть мост к праздничной дате, и мост был сдан с недоделками. Вскоре в газете «Волховские огни» появился фельетон «Мосты, мосты» с подзаголовком (Киносценарий), из которого становится ясно, что практически сразу после торжественного открытия все вернулось на круги своя: «К мосту походит автобус, до отказа набитый пассажирами. Распахиваются двери, люди выпрыгивают и оказываются… по колено в грязи… Запахнув полы пальто, пассажиры рысцой бегут по шатающимся настилам старого моста. Неистово сигналя, их обгоняет опустевший автобус». Остатки ферм деревянного моста видны в воде и по сей день.
Новый автомобильный мост функционировал чуть больше пятидесяти лет. В последние годы он находился в аварийном состоянии. И вновь история повторилась: транспорт по мосту пускали только по одной полосе, а спустя какое-то время пассажиры и вовсе ходили через него пешком. В 1996 году был построен новый Ильинский мост, а старый стал пешеходным. Не один раз режиссеры снимали здесь эпизоды своих фильмов (в основном сериалов). Вспомним, например, эффектное падение машины с моста в сериале «Пепел». По мосту водили экскурсии, ведь если пройти от одного берега до другого, можно увидеть все исторические эпохи нашего края — от глубокой древности до Великой Отечественной войны. Кандидат исторических наук Галина Александровна Вандышева предложила провести реконструкцию моста (заасфальтировать, поставить фонари, починить перила) и сделать из него интереснейший экскурсионный объект. 17 декабря прошлого года на мосту зажгли освещение, неделю назад мост заасфальтировали и сегодня его собираются торжественно открыть.
Спасибо за помощь в подготовке материала Николаю Кицерову и Наталье Ивановне Власовой.
Фотографии из группы Волхов в наших сердцах