История старого моста

20 мая 1905г. принят в эксплуатацию крупный железнодорожный мост через р.Волхов у д.Дубовики на линии Санкт-Петербург – Вологда. Мост был построен по проекту выдающегося русского ученого Л.Д. Проскурякова, ранее спроектировавший мост через Енисей. Материалами для строительства моста послужили колотый валунный камень с острова Валаам и песок из Сясьских рядков. Первым был заложен устой на правом берегу Волхова осенью 1902 года. А с наступлением зимы, когда лед на реке стал крепким, приступили к установке кессонов на дно Волхова. Летом следующего года начался монтаж пролетов моста. 7 мая 1905 года мост был открыт для эксплуатации. Качество строительства подтверждает памятная доска с исторической надписью: «Мост через реку Волхов. Отверстием 176 сажень. Начат в сентябре 1902 года. Окончен в марте 1905 года. При начальнике строительных работ, инженере путей сообщения – В.А. (Валерьян Алексеевич) Саханском. Производитель работ – инженер путей сообщения В.А.Владимир Акимович) Фесенков. Заводом Рудзкий и Ко». Сегодня эта доска хранится в музее истории г.Волхова. После окончания строительства моста Фесенков Владимир Акимович издал книгу «Постройка моста через реку Волхов». В книге содержится полный отчет о строительстве. Государственную комиссию по приемке моста в эксплуатацию возглавлял известный ученый-мостостроитель профессор Н.А. Белелюбский.

В 1943 году мост серьезно пострадал в результате бомбежки. Вот как об этом пишут авторы Д.М. Дёгтев и Д.В, Зубов в своей книге «Воздушная битва за город на Неве [Защитники Ленинграда против асов люфтваффе, 1941–1944]» (М.: Центрполиграф, 2014г.):
«Тем временем люфтваффе нацелились на важнейший стратегический объект, игравший ключевую роль во всей уязвимой транспортной системе, проходившей вдоль южного берега Ладожского озера. Это был трехпролетный железнодорожный мост через реку Волхов, расположенный в одноименном городе.
31 мая большая группа Ju-87 из I./StG5 дважды атаковала железнодорожный мост через Волхов, однако пилоты штурмовиков не добились успеха.
Вечером 1 июня 70 Не-111 из KG53 «Легион Кондор» совершили налет на Волховстрой. Такого удара Ладожская трасса еще не видывала. Непосредственно бомбардировщики сопровождали 24 FW-190A, а еще 16 истребителей летели впереди, чтобы расчистить им дорогу. Соединение было засечено советскими РЛС, и около 16:00 данные о его приближении поступили в штаб 240-й ИАД. Полковник Зимин приказал направить навстречу немцам дежурные эскадрильи из 86-го и 156-го ИАП, а остальным летчикам готовиться к вылету.
Через 20 минут шестерка Як-7Б во главе с капитаном Ходаковым оказалась над линией фронта, где советские летчики увидели большую группу самолетов, приближавшуюся с юго-запада на высоте 4000–4500 метров. Не теряя времени, Яки попытались атаковать «Хейнкели» с фронта и даже успели обстрелять их с большой дистанции до того, как им самим в хвост зашли сразу 12 «Фокке-Вульфов». Завязался воздушный бой, и в то же время в 16:35 боевые порядки бомбардировщиков атаковали восемь ЛаГГ-3 из 156-го ИАП во главе с капитаном Пастуховым[209]. Советские летчики заявили о двух сбитых Не-111, но в имеющихся немецких документах в тот день не зафиксировано никаких потерь в составе KG53.
«Хейнкели» продолжали полет и в 16:45 оказались над Волховстроем. Удар был нанесен по мостам через реку Волхов и железнодорожной станции. К этому времени в состав ПВО Волховстроя входили восемь зенитных артдивизионов: 1, 25, 37, 69, 214, 251, 253 и 432-й ОЗАД, в которых в общей сложности насчитывалось 95 орудий, в том числе 72 – среднего калибра и 23 – малого, а также 28 пулеметов и 44 прожектора[210]. Однако немецкие экипажи, используя высотные прицелы Lofte 7D, могли поражать цели, не входя в зону эффективного зенитного огня.
В результате прямых попаданий в реку рухнул 98-метровый пролет железнодорожного моста. Кроме того, сильные повреждения получили два пролета моста-дублера, построенного в марте 1942 года. Сама станция Волховстрой была практически полностью разрушена, разбиты все находившиеся на ней поезда. Большие потери понесли подразделения железнодорожных войск и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Среди гражданского населения также были убиты и ранены сотни людей.
Железнодорожник Я. М. Майоров вспоминал: «Всюду виднелись следы разрушений. Зияла воронками земля, там и тут валялись искореженные взрывами, обгоревшие остовы вагонов, фермы мостов. Группы красноармейцев подбирали и грузили на ручные тележки обрубки рельсов, шпал, складывали в кучки поржавевшие накладки, костыли, болты, подкладки… станции Волховстрой и Тихвин лежали в развалинах. Гитлеровцы не оставили целым ни одного здания, ни одного железнодорожного сооружения».
Таким образом, налет люфтваффе завершился полным успехом, железнодорожный мост, имевший стратегическое значение, был разрушен».
Спустя всего пару дней мост начали восстанавливать, а через 19 дней движение по нему восстановилось.
5 января 1988г. был принят в эксплуатацию новый железнодорожный мост, который начали возводить параллельно со старым в 1983 году. В 2003-2004 году был сооружен третий мост. Его опоры монтировались вплотную к опорам старого моста. Старый мост просуществовал ровно 100 лет и был разобран в 2005 году.