Во время Великой Отечественной войны вместе с солдатами, уходившими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. Они отсняли три с половиной миллиона метров плёнки — работали на передовой, снимали, находясь на военных кораблях, в танках, самолетах.Война затронула судьбы миллионов людей от Северного Ледовитого океана до Кавказа, от Берлина до Волги, а объективы фотоаппаратов день за днем составляли летопись этих тяжелых лет.
В самом начале войны, во время немецкого наступления, операторам строго-настрого запретили снимать отступление, разрушения, потери — чтобы не усиливать панику. Да и у самих кинодокументалистов снимать такое не поднималась рука. Позже запрет на «паническую» съемку будет снят. Когда наверху поймут, что весь этот кошмар помогает солдатам мобилизоваться, будит в них жажду мести, волю к победе. «Снимите мне умирающего. Снимите раненого. Снимите медсестру, которая из последних сил тянет на себе солдата и, может быть, скоро погибнет сама! — просил военных операторов режиссер Александр Довженко. — Да, это страшно, но этот ужас — подвиг ради спасения».
Операторы снимали везде: в рядах пехоты и на огневых позициях артиллерии, в танках и самолетах, кораблях и подводных лодках, партизанских отрядах и фронтовых госпиталях; при отступлении и наступлении, в обороне и на переправах, в пыли летних фронтовых дорог, в жестокие морозы, дождь и снег, в осеннюю и весеннюю распутицы. В каких только передрягах вместе с оператором не оказывалась камера. Во время съемок операторы получали раны и контузии, но камеры оставались работоспособными, а если и выходили из строя, то нередко здесь же, руками оператора или «народного умельца» из ремонтных рот, приводились в порядок и продолжали работать. Самое удивительное, что даже в таких условиях камера практически не давала технического брака. В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске хранятся негативы, которые фотокорреспонденты прямо с передовой доставляли в редакции своих газет. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей фотоматериалов – на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след.
Эта военная кинохроника запечатлела боевые операции красной армии. Съемки «крылатых кинооператоров», позволившие нам увидеть войну с неба, изначально выполняли исключительно прикладные функции. Валерий Фомин, киновед: «Первая съемка была осуществлена оператором Николаем Вихиревым. Шли отчаянные бои, и было полное господство немцев в воздухе. Был такой отчаянный авиаполк, в который он пробился. Это была его личная инициатива. И он осуществил первую съемку наших бомбардировщиков, которые «расколошматили» немецкую танковую колонну».
К советским мастерам военного фоторепортажа, конечно же, нельзя не отнести Евгения Халдея, фотографии которого знакомы всем. Снимки Халдея, словно кадры из кинохроники, повествующей о Великой Отечественной войне, начиная от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса. Евгений Халдей увлекся фотографией еще в двенадцатилетнем возрасте, когда собственноручно смастерил свою первую фотокамеру, объективом для которой послужила линза из бабушкиных очков. Учился он буквально на ходу. В 1936 году Халдей приехал покорять Москву, устроившись в фотохронику ТАСС. Здесь началась его разъездная жизнь с командировками на места советского строительства. Но мирное время уже подходило к концу, и после нападения Германии Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Со своей камерой «Leica» он прошел всю войну, огромное расстояние от Мурманска до Берлина.
Несмотря на то, что фронтовые операторы не брали в руки оружие и не бросали гранат, они так же как и солдаты стояли на передовой. Их главным оружием были кинокамеры «Аймо» и «Лейка». Они сохранили для будущих поколений на пленке бессмертный подвиг советского народа и неповторимый образ нашей победы. Ели бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волге, самой первой победы под Москвой и переломного 43 года, мы никогда бы не смогли полностью осознать, какой ценой досталась победа. Их работа была сродни подвигу рядовых солдат, с которыми, если этого требовала боевая обстановка, операторы и фотографы с оружием в руках становились плечом к плечу. За годы войны 14 боевых журналистов были удостоены звания Героя Советского Союза . Эти люди с блокнотами и фотокамерами сполна заплатили своими жизнями за то, что бы знамя нашей победы поднялось над поверженным врагом.
Гузаль Семакина