Лейтенантская проза

75 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны. В преддверии юбилея Победы мы вновь и вновь обращаемся к литературе, которая рассказывает о подвиге, героизме и мужестве народа – победителя. О Великой Отечественной войне написано немало художественных произведений. И среди них особое место занимает «лейтенантская проза» — проза писателей-фронтовиков, прошедших дорогами войны. Это были не военные корреспонденты, а солдаты и младшие офицеры, которые сражались в окопах, на передовой. Юрий Бондарев так пишет о них: «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах — от начала и до конца… Они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин». «Лейтенантская проза» — это правда, без прикрас и ложного пафоса, рассказанная искренне и обнаженно вчерашними молодыми бойцами.
Любимый жанр этих авторов – повесть, часто написанная от первого лица, основанная на воспоминаниях фронтовой юности. Писателей интересуют «не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа». Эти повести подвергались критике за описание подробностей, часто ужасных, за то, что авторы не видели «дальше бруствера своего окопа», что они были «собственными биографиями авторов», что писали не только о героизме, но и проявлении шкурничества и карьеризма. Благодаря этим «недостаткам» мы видим войну в максимальном приближении, переживаем вместе в девятнадцатилетними лейтенантами всю палитру чувств, пережитых ими на переднем крае войны.

Первым произведением нового направления в военной литературе, первой ласточкой оказалась написанная еще в 1946 году повесть Виктора Некрасова о безымянных защитниках Сталинграда «В окопах Сталинграда».
Началась же «лейтенантская проза» десятью годами позже с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.). А дальше одна за другой вышли повести Григория Бакланова «Южнее главного удара», «Навеки девятнадцатилетние», «Пядь земли», Василя Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Дожить до рассвета», Константина Воробьева «Крик», «Убиты под Москвой», Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению», «Сашка», Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Виктора Курочкина «На войне как на войне», Эммануила Казакевича «Звезда» и др. Последним, или одним из последних, стал роман Д. Гранина «Мой лейтенант» (2011г.).
Не сомневаюсь в том, что во многих домашних библиотеках есть эти книги. Давайте откроем их и вновь перечитаем, хотя бы отдельные страницы, в память о писателях-фронтовиках, лейтенантах, которые завоевали нам нашу Победу. Выжив, они «совершили еще один подвиг – творческий, литературный, оставив нам свое неповторимое правдивое слово» (А. Твардовский).
Предстоящая встреча в клубе «Луч» будет посвящена «лейтенантской прозе». Мы подробно поговорим о судьбах писателей и их произведениях.
Наталия Подболотова