«Национальный бестселлер» определил финалистов

Сегодня премия «Национальный бестселлер» свой короткий список. В него вошли шесть авторов.
Вот как в этом году выглядит шорт-лист «Нацбеста»:

Михаил Елизаров «Земля»– 10 баллов
Ольга Погодина-Кузмина «Уран» – 9 баллов
Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов» – 6 баллов
София Синицкая «Сияние «жеможаха»– 6 баллов
Кирилл Рябов «Пёс» – 5 баллов
Булат Ханов «Непостоянные величины» – 5 баллов

Елизаров, Погодина-Кузмина и Аствацатуров уже были финалистами премии. Синицкая, Рябов и Ханов попали в список впервые. По мнению членов жюри, книги – потенциальные победители полны неявной тревоги, мрачных предчувствий и невесёлых мотивов. Вряд ли это случайно. «Шорт-лист «Нацбеста» как всегда работает чутким барометром настроений в обществе – ну или по меньшей мере в читающем сообществе. А настроения эти ни радужными, ни полными надежд сегодня никак не назовешь», – говорит ответственный секретарь оргкомитета Вадим Левенталь.
Награждение финалистов перенесено на осень, так что у вас есть возможность прочитать их произведения и выбрать среди них своего победителя. Напомним, что на премию выдвигается впервые опубликованная проза на русском языке, а также рукописи. Девиз премии – «Проснуться знаменитым», а её главная цель – найти и донести до читателя интересные и отличающиеся высокой художественностью новые прозаические произведения.
В 2019 году премию выиграл роман Андрея Рубанова «Финист – Ясный сокол».
А теперь подробнее о произведениях финалистов.

Елизаров Михаил Земля. – М.:АСТ, 2019. – 784с.

Михаил Елизаров — автор романов «Библиотекарь» (премия «Русский Букер»), «Pasternak» и «Мультики» (шорт-лист премии «Национальный бестселлер»), сборников рассказов «Ногти» (шорт-лист премии Андрея Белого), «Мы вышли покурить на 17 лет» (приз читательского голосования премии «НОС»).
После семилетнего перерыва в литературной карьере букеровский лауреат Михаил Елизаров вернулся к читателям с книгой «Земля» объемом почти 800 страниц. По словам самого автора, это только половина громадного романа: в первом томе бывший стройбатовец Кротышев, он же Крот, проходит инициацию и постепенно превращается в магистра похоронных дел, изучает философию, психологию и экономику русской смерти. Отзывы о романе самые противоречивые. «Землю» сравнивают с книгами Мамлеева и Сорокина, с «Чапаевым и Пустотой» Виктора Пелевина, а заодно с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино и «Бывшей Ленина» Шамиля Идиатуллина, что тоже не добавляет ясности. Сюжетная основа «Земли», биография молодого землекопа Владимира Кротышева, выдержана как будто бы в реалистической манере. Детство, проведенное в провинциальных городах постсоветского пространства, чувство бытовой неустроенности, связанное с постоянными переездами семьи; несговорчивый отец, кандидат технических наук, никак не может найти себе работу, потом — служба в стройбате, где Кротышев учится ремеслу землекопа, и, наконец, работа в похоронном бизнесе. Сперва — под началом своего сводного брата Никиты, «братка» из 90-х. Затем после ссоры, вспыхнувшей из-за экзальтированной девушки Алины (Владимир оказывается более удачливым в любви, и девушка уходит от брата к нему), герой устраивается рыть могилы к подельникам брата, а после — охранником к их конкуренту, ловкому предпринимателю Гапоненко.
Несмотря на единственную сюжетную линию, «Земля» представляет собой интересный жанровый сплав, в который довольно эффектно укладывается мистическое предчувствие. К роману-биографии добавляется линия романа-воспитания. События постепенно, шаг за шагом, накапливают изменения в личности героя, вернее, обнаруживают в ней те свойства, которые там были изначально заключены. Впрочем, вчитавшись в текст чуть внимательнее, мы начинаем понимать, что происходящее с персонажем не случайно. Оно не приходит извне, а скорее вызывается специфическим строем его личности, взыскующей закрытую область жизни и стремящейся к границе, разделяющей мир живых и мертвых.

Погодина-Кузьмина Ольга Уран. – Флюид, 2019. — 384с

1953 год, советская Эстония. Секретный «Комбинат № 7» обеспечивает бесперебойную поставку Урана для реализации советского атомного проекта. Директор Гаков узнает о готовящейся диверсии на производстве. Одновременно с этим в городке начинают происходить загадочные убийства. Страна тем временем вступает в эпоху перемен — смерть Сталина меняет прежнее устройство жизни.
Роман основан на воспоминаниях жителей закрытого города Силламяэ, документальных материалах, донесениях из недавно рассекреченных архивов ЦРУ. В тексте приводятся оригиналы некоторых документов.

Аствацатуров Андрей. Не кормите и не трогайте пеликанов. – М.: Редакция Елены Шубиной, 2019. -352с.

В новом романе Андрея Аствацатурова всё тот же герой. Городской невротик, преподаватель литературы, не слишком удачливый в любви, уже знакомый нам по книгам «Люди в голом», «Скунскамера» и «Осень в карманах», приезжает в Лондон, где его втягивают в комичную детективную интригу.
«Этот очкастый интеллектуал-лузер, вечная жертва уличной шпаны, смешной, безденежный и жалкий, вызывает в читателе искреннюю симпатию. Именно этот недотепистый типаж исключительно актуален для нашего времени: сегодня, когда неудачником быть стыдно, он словно бы постулирует право человека на неудачи. Во времена всеобщего принудительного счастья — отстаивает свободу грустить и злиться» (ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ о романе «Люди в голом»).
«Мир абсурден, странен, иррационален, анекдотичен, как и существа, его населяющие. Все мы — немного пеликаны, красивые в полете наших фантазий и смешные на земле» (АНДРЕЙ АСТВАЦАТУРОВ).

София Синицкая «Сияние «Жеможаха»: трилогия. – СПб.: Лимбус Пресс, 2020. – 356с.

Отличительная черта прозы лауреата премии Гоголя Софии Синицкой – густой сплав выверенного плотного письма, яркой фантасмагории и подлинного трагизма. Никогда не знаешь, чем обернется та или другая ее история – мрачной сказкой, будничной драмой или красочным фейерверком. Здесь все убедительно и все невероятно, здесь каждый человек — диковина.
В новую книгу вошли три повести – «Гриша Недоквасов», «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька Дура, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Повести связаны между собой как пересечениями персонажей, так и общей органикой текста.
Место и время действия – предвоенные и военные годы, Ленинград накануне и во время «большого террора» и блокады, лагеря на Печоре и в Вологодских краях, западные районы, глухие леса и болота.  Однако в повествовании Синицкой нет ни пафоса, ни надрыва, ни очевидного трагизма, которые кажутся неизбежными и естественными для таких тем.
Ее мир – «яко же можаху» – населен сказочным зверьём: невероятно умными собаками и неубиваемыми котами, почтовыми голубями, величественными и лукавыми козлами и прочими – вплоть до великолепного и мудрого удава Машеньки, сражающейся с крысами и охраняющей семью в блокадной квартире. В лесах водятся самые настоящие лешие: то это отшельник Дырник, то другой отшельник, уже ушедший почивать в гробу, но восставший, чтобы сражаться с врагами – в сопровождении верного пса он бодренько бродит по лесам, партизанит… Есть непременные сказочные злодеи, есть и комичные и героические чужеземцы, без которых сказка-балаган не считалась бы полной. Есть прекрасные девы, которые умирают трагически – или обретают женское счастье. И есть много, много детей.

Рябов Кирилл. Пёс. – М.: Флюид, 2020. – 224с. – (Книжная полка Вадима Левенталя)

В новом романе бесстрашный талант Кирилла Рябова опускается к новым глубинам человеческого отчаяния. Главный герой книги получит от жизни все удары, которые только можно получить: у него умирает жена, с этого его несчастья только начинаются… Впрочем, все это для того, чтобы, пройдя подводными норами мрачной иронии, вынырнуть к свету и надежде.

Ханов Булат Непостоянные величины. – М.: Эксмо-Пресс, 2019. – (FunkyBooks)

«Чего ждать от романа, первая фраза которого такова: „У него были свои счеты с Христом и с фарисеями”? Вероятно, того, что герой молод, не в меру образован, слишком высокого о себе мнения и (что вытекает из предыдущего) обижен на весь свет. Так оно и есть: герой романа, выпускник филфака МГУ по имени Роман, пережив серьезную (по его меркам, меркам благополучного московского мальчика) личную трагедию, в порыве досады решает принять неожиданное предложение, уехать на год в Казань, на родину одного из его дедов, и устроиться простым учителем литературы в простую общеобразовательную школу. Чувствуя себя при этом, вероятно, графом де Ла Фер, надевающим мушкетерский плащ.
Впрочем, на Атоса новоявленный „инкогнито из Москвы” не очень тянет. Как, впрочем, и на Витю Служкина, самого известного литературного школьного учителя последнего десятилетия. Он не закручивает роман со старшеклассницей, не открывает школьный театр и не пробуждает волшебным образом в нерадивых учениках любовь к великой русской литературе. Он честно и небесталанно тянет тяжелую лямку молодого учителя, попутно пытаясь разобраться с собственными проблемами…» Михаил Визель, книжный обозреватель.