Ловец света

Впечатление – ключевое слово, описывающее замечательный вечер, который подготовила и провела заведующая библиотекой-филиалом №4 КИЦ им. А.С. Пушкина Ольга Геннадьевна Снигирева. И не только потому, что был он посвящен знаменитому художнику-импрессионисту Клоду Моне, а импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Но и потому, что эта встреча с искусством оставила светлый и радостный след в душе каждого, кто на ней присутствовал.

Часть первая. Ведущая так и назвала её – «Впечатление». Звуки и запахи парижского утра: запах кофе и свежих булочек, стук колес проезжающих экипажей, крики торговцев, стук башмаков парижан, спешащих по своим делам, кафе «Гербуа», где будущие импрессионисты, а в их числе и герой вечера Клод Моне, раскрыли тайну живописи новой эпохи. Ольга Геннадьевна с головой погрузила нас в неповторимую атмосферу Парижа XIX века.

Часть вторая – это рассказ о Клоде Моне, художнике, попытавшемся сделать невозможное – написать сам свет. Сложно подробно, шаг за шагом описать историю человека, прожившего 86 плодотворных лет. Да это было и не нужно. Отдельные эпизоды его жизни и творчества, о которых поведала присутствующим ведущая, составили яркое и впечатляющее полотно его жизни. Это и его великая любовь к первой жене Камилле Донсье, ставшей практически единственной натурщицей для многих его полотен. «Камилла у окна», «Камилла в саду», «Камилла с зонтиком»… Он готов был писать ее бесконечно. Это и интересные штрихи к личности самого художника, который был невысок ростом, но настолько импозантен, что никто и заподозрить не мог, что в кармане у него нет ни гроша. Одевался с иголочки, костюм заказывал у лучшего в округе портного. А когда тот жаловался, что Моне не заплатил еще за предыдущий, отвечал, словно король: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов». Или вот история о его знаменитой картине «Впечатление. Восходящее солнце», давшей название художественному направлению «импрессионизм». Несколько лет назад американский астроном и профессор физики, используя фотографии, карты, данные метеорологических наблюдений и методики, помогавшие ему в охоте за звездами, установил не только точное место, дату, но и время написания картины. Она представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы «Адмиралтейская» в Гавре в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Тем самым ученый реабилитировал художника, которого многие искусствоведы обвиняли в неточности датировки.

Часть третью я бы назвала «Лилии Живерни». В деревушке Живерни художник прожил вторую половину своей жизни — 43 года. Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Множество ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждый создает свой мазок, вплетается в общее звучание. Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно-впечатление: блики солнца, сквозь зелень листвы, море цветов и отдельно — водяные лилии, которым художник посвятил целый цикл из 250 картин.

Заключение: Стихи. Стихи, которые прочла ведущая под звуки прекрасной музыки. И это тоже впечатление. Впечатление автора поэтических строк от встречи с великим искусством, впечатление зрителей от прекрасного вечера, которым вместе с поэтом хотелось сказать:

О, Клод Моне! Спасибо Вам за чувства,
Что пробуждают дивные холсты.
И погружает в нежные мечты
Ваш гений высочайшего искусства.

Подсолнухи, кувшинки, анемоны,
Японский мостик и сирень в саду,
И отраженье женщины в пруду,
И бурые волнующие склоны…

Спасибо Вам за домик в Варенжвилле,
За бесконечность маковых полей,
И за сады в прекрасном Аржантей,
И за соцветья белоснежных лилий.

Юлия Аитова