В самом центре Санкт-Петербурга, на канале Грибоедова находится замечательный музей, о существовании которого мы, да полагаю и многие из вас, до недавнего времени не знали. Это Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП). 6 ноября состоялось наше очень приятное и интересное знакомство с сотрудниками музея и его коллекциями. Музейщики нашли нас сами. Нам оставалось только согласовать дату и время встречи.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (МИСП) молод, ему всего 4 года. Он является структурным подразделением центрального выставочного зала «Манеж». В его коллекции, насчитывающей более 3000 единиц хранения – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В собрании представлены различные направления и стили двух столетий: от авангарда 1920-х гг., соцреализма послевоенного периода, поисков левого крыла Союза художников и андеграунда 1960–1970-х гг. до художественных явлений перестройки и постперестроечного времени, включая тренды сегодняшнего дня.
В настоящее время в музее нет постоянной экспозиции. Примерно раз в три месяца меняются выставки на трех его этажах, а раз в год организуется одна большая, охватывающая все три этажа здания. В этом году она будет посвящена искусству 90-х годов прошлого века: «Свобода без границ. Лихие 90-е».
Первыми с музеем знакомились дети. Анна Колемесина провела для ребят из 5-а и 5-б классов волховской гимназии мастер-класс по игре Имаджинариум. Ребята разделились на команды и с азартом придумывали ассоциации к необычным картинкам с репродукциями живописных полотен из фондов МИИСП, угадывали ассоциации соперников. Взрослые с интересом наблюдали за игрой.
А затем настало время взрослых. Марат Исмагилов, Анна Колемесина, Владимир Шадрин рассказали об истории формирования концепции музея и его коллекций, о выставках, которые проводятся там сегодня.
Что греха таить, мало кто из нас разбирается в современном искусстве, при взгляде на некоторые произведения возникают вопросы: искусство ли это, и вообще, а что изобразил на картине художник? Но с такими проводниками, как наши гости, мы без страха отправились в путешествие по неформальному искусству Ленинграда-Санкт-Петербурга. Пёстрая картина ленинградской и петербургской живописи развернулась перед нами. От объединения «Круг художников» (1920—30-годы) и таких имен как И.Л. Лизак, В.В. Пакулин, А.П. Почтенный (между прочим, несколько лет назад у нас проходила выставка его внучки Ксени Остаповны Почтенной!) до группы «Одиннадцать», Дмитрия Шагина и Татьяны Назаренко. Разнообразие имен, стилей и направлений.
Интересно нам было узнать и об опыте продвижения музея. Для того, чтобы о МИСП узнало как можно больше людей, чтобы он появлялся в новостях наравне с такими грандами как Эрмитаж или Русский музей, приходится использовать очень нестандартные, порой курьёзные (но вполне приличные) приёмы и методы. Об этом с юмором рассказал нам Владимир Шадрин, специалист по PR. Он же поделился опытом работы с детьми и подростками. При ограниченных финансовых средствах, используя дружеские связи и проявляя недюжинную изобретательность, сотрудники музея придумывают интересные мероприятия и события, новые формы работы, которые привлекают посетителей всех возрастов. Одних только видов экскурсий множество: экскурсия-дуэль, карнавальная экскурсия и т.п. А в роли экскурсовода может выступать весьма необычный человек, например, девушка-мигрант, воспитанная совершенно в других традициях и имеющая культурный опыт отличный от нашего. Поэтому и взгляд её на представленные произведения искусства – особый. И тут уже появляются возможности для спора, живого диалога и обсуждения. Интересно!
Молодые люди так эмоционально, увлеченно и с таким знанием дела рассказывали о музее, выставках, отдельных картинах и авторах, что мы прониклись и решили обязательно в ближайшем будущем отправиться в Санкт-Петербург и увидеть всё это своими глазами. А пока с удовольствием рассматриваем подаренный нашими гостями альбом «Петербургское искусство XX века».
Юлия Аитова