«Новый мир» №4

Анонс апрельского (№ 4) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане. Роман. Начало.

Неожиданная журнальная акция: возвращение к уже как бы представленному «Новым миром» тексту, но именно – «как бы представленному»: опубликованный в № 11 за 2017 год отрывок из романа, и достаточно развернутый, тем не менее не давал представления об оригинальности этого текста, и редакция решилась на повторную публикацию текста, но уже в его полном виде. Публикация адресована тем, кто знает толк в интеллектуальной литературной игре, ну, скажем, способен почувствовать в шмараковской прозе послевкусие от чтения автором классического английского детектива (и не только детектива); и при всем при том «игровое» в этой прозе органично сочетается с чтением вполне серьезным.

Михаил Гаёхо. Человек послушный. Рассказ

Рассказ, написанный в жанре антиутопии, автор которого сосредоточен не на создании образа будущего мира, а на том, что это будущее сделает с сознанием человека; хотя и конфигурация будущего устройства человеческого сообщества, которая постепенно возникает из «попутных деталей» в рассказе, также способна произвести достаточно сильное впечатление; и становится понятным, почему автор в свое – недавнее – время получил диплом премии имени Гоголя за 2018 год в номинации «Вий».

Сослан Плиев. Не спешите нас хоронить. Рассказы.

Мудрость на Кавказе не обязательно предполагает торжественно-отрешенное выражение лица, она вполне может сочетаться с озорным блеском в глазах, с веселым парадоксом, с иронией и самоиронией, что демонстрируют рассказы владикавказского прозаика.

 Василий Авченко, Алексей Коровашко. Костер в океане.  Повесть о нерегламентированном человеке (дела, слова и территории Олега Куваева). Главы из книги

Первые главы документальной повести о жизни Олега Куваева, к которому наконец-то на наших глазах приходит широкое читательское признание; в публикуемых главах – детство, отрочество, юность, учеба в геологоразведочном институте и самое начало биографии Куваева-геолога, и одновременно, как естественное продолжение выбранной профессии, начало литературной деятельности Куваева.

 СТИХИ

Поэма Игоря Вишневецкого «Дубки», подборки стихотворений Ирины Ермаковой «Все говорят», Юлианы Новиковой «Двусмысленная фраза», Алексея Шурупова «За скрытые круги», Дмитрия Полищука «Суставные рифмы»

ОЧЕРКИ НАШИХ ДНЕЙ

Василина Орлова. Мои суверенитеты. Из Сибирских заметок.

Автор в этом тексте одновременно выступает как прозаик и как антрополог. Предлагаемое здесь исследование социо-психологического климата современной России она проводила на материале опросов в деревне Амосово (правый берег Ангары, неподалеку от Братска). Василина Орлова пыталась найти ответ на вопросы, что удерживает людей в местах, из которых другие уезжают, в ситуациях огромных бытовых трудностей и инфраструктурных провалов. Один из найденных ответов может прозвучать неожиданно, но логика предлагаемого автором текста способна подтвердить его: «Я полагаю, что люди остаются (а иногда и возвращаются в такие места из других, более благополучных), потому что они хотят собственного государства. Государства лучше и неслыханного, в котором государства как такового – нет, гори оно синим пламенем».

ЮБИЛЕЙ

Конкурс эссе к 120-летию Владимира Набокова:

Григорий Хасин. Машенька_Гамлет; Елена Долгопят. Заметки на полях; Михаил Золотоносов. «Он в Риме был бы Брут…»; Владимир Горбачев. Набоковский счет; Виктория Шохина. «Лолита»: на полпути к экрану; Ольга Крюкова. Лужин в мартобре; Сергей Фоменко. Воспоминания о снах; Филипп Хорват. Набоков очень плохо спал; Леонид Спирин. Russia’s loss; Михаил Гундарин. Кинооко смерти; Олег Сердюков. «Корректору и веку вопреки…»; Леонид Немцев. «…Все то любимое встречая, что в жизни возвышало нас»; Алексей Гелейн. Нос Набокова; Дарья Трайден. Набоков: ложное презрение; Игорь Кириенков. Невидимая планка

Валерий Скобло. «Лолита» и все прочее. Статистика «Конкурса эссе к 120-летию Владимира Набокова»: участники и упоминаемые произведения

Публикация текстов-победителей в конкурсе эссе, посвященном 120-летию Владимира Набокова, который проводился редакцией на сайте «Нового мира». Подборку эссе завершает статья Валерия Скобло, взявшего на себя труд проанализировать статистику конкурса – «…статистика показала, что Набоков сегодня на пространстве русского языка – в основном автор «Лолиты». Другие его произведения «Дар», «Другие берега», «Защита Лужина», хотя и широко представлены в эссе, принятых на конкурс, далеко отстают от «Лолиты» по количеству упоминаний – и самого названия романа, и его персонажей. Еще меньше читают английские романы Набокова. Но авторы эссе охватили практически все творчество Набокова – от романов (упомянуты все романы, в том числе неоконченные, а многие подробно и многократно разобраны), стихов, мемуаров, рассказов – до пьес, сценариев и даже дневниковых записей. Нужно отметить и широкий спектр профессий авторов эссе. Литераторы составляют только около половины всех. Студенты и учащиеся составляют 16%. Как пишет Скобло: «можно сделать оптимистичный (хотя и трудно сказать, в какой степени обоснованный) вывод о популярности Набокова в молодежной среде». И это не может не радовать.

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Максим Шраер. Бунинский бубен. Отголоски учителя в четвертом романе Набокова

Об отношении Набокова с современными ему русскими писателями – автор пытается определить, кто был прототипом изображенного Набоковым в романе «Подвиг» писателя Сергея Бубнова: Иван Лукаш, Алесей Толстой, Иван Бунин, Георгий Адамович или кто-то еще?

Анастасия Толстая. В дыму вдохновения: Набоков и табак

О курении табака в жизни Набокова-курильщика (страстного) и Набокова-художника, в стихах и прозе которого курение было одной из самых устойчивых метафор («…он тесно связывал курение с творчеством и вдохновением, наделяя табачный дым волшебными свойствами и вплетая его призрачные узоры в прозу и стихи. С самых ранних его стихов клубящийся дым уподоблялся творчеству, а вспышка огня символизировала вспышку вдохновения»).

 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Андрей Пермяков. Незабытое, не очень старое. О современной «деревенской» прозе

Свою статью автор начинает с констатации того, что «деревня, сто раз оплаканная и похороненная, жива». Имеется в виду «оплаканная и похороненная» именно в литературе. Но тем не менее деревенская тема в современной русской литературе продолжается, порождая новый, отнюдь не традиционный для привлекаемого материала художественный строй повествований.  Представление сегодняшних русских писателей-«деревенщиков» начинается с анализа одного из самых оригинальных и «неожиданных» писателей – Моше Шанина; далее следует представление незаслуженно остающихся в тени писателей: Натальи Мелехиной, Натальи Ключаревой, Алексея Таранькова, Ольги Гришаевой. Иными словами, перед нами статья, способная перевернуть традиционное представление о самой теме современной русской деревни в сегодняшней литературе.

Мария Галина: Hyperfiction

Нечисть в городе

О феномене «городской легенды» и, соответственно, об «остенсии», коя представляет собой «демонстрацию самой реальности вместо использования любых способов означивания», то есть физическое осуществление какого-либо действия под влиянием бродячего сюжета; причем далеко не всегда это действие безобидно  – наблюдения, сделанные критиком на материале романа Дарьи Бобылевой «Вьюрки», повести Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина», фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и некоторых  других художественных произведений.